В последнее время в России со стороны государства повышено внимание к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с массовым посещением граждан. В связи с этим на собственников и правообладателей таких объектов возлагаются требования обеспечивать безопасность посетителей и сотрудников от возможных угроз террористического характера. Так, законодательно закреплена обязанность физических и юридических лиц выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (аренда, оперативное управление, бессрочное пользование).
Федеральным законом № 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта определяется - как безопасные условия, препятствующие совершению террористических актов в здании и на его территории. При этом объект который должен отвечать требованиям антитеррористической безопасности должен относиться к месту массового пребывания в нем людей, не менее 50 человек одновременно.
Постановлениями Правительства РФ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов, в зависимости от их назначения и вида осуществляемой деятельности. Вот некоторые из них:
- промышленные объекты (заводы, фабрики)
- объекты здравоохранения (госпитали, больницы, клиники, поликлиники, амбулатории)
- гостиничные предприятия
- спортивные объекты
- религиозные объекты
- объекты министерства просвещения
- объекты культуры
- торговые объекты (магазины, торговые центры, оптовые склады, организованные рынки, ярмарки-базары)
- места массового пребывания людей
Виды ответственности за нарушение антитеррористических требований
За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), грозит административный штраф (ст. 20.35. КоАП РФ):
Если лицо в течение 6 месяцев уже привлекалось к административной ответственности два и более раза, то возникают основания для его привлечения к уголовной ответственности (ст. 217.3 УК РФ):- для граждан - от 3 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц (в т. ч. индивидуальных предпринимателей) - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет (для руководителей);
- для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
- если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (более 1 млн руб.) - наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- если это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- если это нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц - наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ко всем перечисленным объектам предъявляются общие требования по антитеррористической защищенности, которая должны быть обеспечена путем:
- проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
- определения и устранения условий и причин, способствующих совершению террористического акта на объекте (территории);
- применения современных технологий для обеспечения безопасности;
- оборудования объекта необходимыми средствами охраны;
- систематического контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности;
- обеспечения готовности персонала к адекватным действиям, как при угрозе совершения, так и при совершении на нем террористического акта.
Обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания людей (ММПЛ)
Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлены Постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".Место массового пребывания людей (ММПЛ) - это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3., Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности.
Категорирование ММПЛ - это определение категории места, с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения. Категория ММПЛ определяется на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывается его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также оценивается степень потенциальной опасности совершения на нем террористического акта.
Установлены три категории мест массового пребывания людей, в зависимости от количества человек, которые могут одновременно находиться на объекте (территории) при определенных условиях:
- 1 категория - более 1000 человек;
- 2 категория - от 200 до 1000 человек;
- 3 категория - от 50 до 200 человек.
Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3-х дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни. При этом, площадь, занимаемая одним человеком должна составлять 0,5 кв.м. Мониторинг - это система наблюдений, которой занимается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о количестве людей в определенное время, пропускной способности и наполняемости ММПЛ. Сама методика мониторинга законом не определена. Поэтому для оценки прогнозируемых масштабов террористических актов следует учитывать классификацию, установленную постановлением Правительства Российской Федерации № 304 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Мероприятия по антитеррористической безопасности
Меры по антитеррористической защищенности объекта (территории) включают в себя разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность в организации, контроль за готовностью сотрудников к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории).Руководителю организации-правообладателя (собственнику) объекта ММПЛ следует составить перечень мероприятий с наименованием, сроком исполнения и назначением ответственных лиц за каждое планируемое мероприятие. Это реестр или список запланированных мероприятий, которые необходимо осуществить в назначенный период времени силами организации, в лице ее сотрудников. Смысл мероприятий по антитеррору заключается в нормативно-правовом обеспечении, организационно-содержательным мерам и организации контроля за их исполнением.
Разрабатываем должностную инструкцию специалиста по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Инструкцией устанавливаются должностные обязанности специалиста, его права и ответственность, в соответствии с "Профессиональным стандартом" утвержденным Приказом Минтруда России № 374н от 27.04.2023.
Приказом назначаем специалиста по обеспечению антитеррористической защищенности. Если штатным расписанием организации такой должности не предусмотрено, обязанность может быть возложена на любого штатного работника, имеющего дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий). Вместе с назначением, на ответственного возлагаются обязанности по его функциональным действиям в части обеспечения мероприятий по антитеррору в организации.
- Приказ о назначении ответственного за антитеррористическую защищенность
- Функциональные обязанности ответственного за антитеррористическую защищенность
Для реализации требований к антитеррористической защищенности в организации может быть создана группа по антитеррору в составе ее штатных сотрудников (руководителя группы и нескольких членов). Группа создается приказом, которым утверждается состав группы, ее система работы по противодействию терроризму и экстремизму, а также положение. Решения, принимаемые группой в соответствии с ее компетенцией, становятся обязательными для всех работников организации.
Вышеупомянутым приказом утверждается положение об антитеррористической группе. Антитеррористическая группа - это координационная составляющая организации, обеспечивающая взаимодействие всех сотрудников при выполнении мероприятий по противодействию терроризму и обеспечения безопасности в месте нахождения организации. Положением устанавливаются задачи и функциональные полномочия группы, а также права ее членов.
Для реализации профилактических мер по защите от терактов должны проводиться мероприятия антитеррористической подготовленности как самих работников организации, так и защищенности объекта в целом. Основными задачами профилактических мер по антитеррору являются проведение инструктажей, проведение учений и тренировок, размещение информационных материалов для персонала и посетителей объекта и другие организационные мероприятия антитеррористической направленности. Руководителем утверждается план профилактической работы по антитеррору в организации. Планом утверждаются виды необходимых мероприятий, сроки проведения и ответственные лица за их проведение и исполнение.
В связи с тем, что категории террористической опасности отличаются, физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны применять дополнительные меры по противодействию террористическим угрозам в отношении объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Существуют три уровня террористической опасности: повышенный «синий», высокий «желтый» и критический «красный». Это необходимо для своевременного информирования людей о возникновении угрозы теракта и оперативным действиям по ее ликвидации.
В случае террористической угрозы, администрация и персонал объекта (территории) должны руководствоваться планом взаимодействия с территориальными органами безопасности по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. Такой план нужно заранее согласовать с соответствующими ведомствами - МВД и Росгвардия (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).
Порядок и алгоритм обеспечения антитеррористической безопасности представителями охранной организации должны быть предусмотрены планом периодической проверки (обхода) здания и территории объекта. Этот план должен быть согласован между руководителем организации-правообладателя объекта и руководителем охранной организации.
В соответствии с планом проверки здания и территории представитель охраны (сторож) должен периодически совершать обход охраняемого объекта. О факте проверки и результатах обхода должна быть сделана запись в журнале. Таким образом, заводим и ведём журнал учета обхода (проверки) территории и здания.
Охраняемый объект или территорию нужно оборудовать системой тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами) с выводом на пульт центрального наблюдения подразделений правоохранительных органов, либо лицензированной охранной организации. Результаты проверок состояния охранной, пожарной и тревожной сигнализации должны быть зафиксированы записями в журнале проверки.
Контроль за выполнением требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (ММПЛ) осуществляется межведомственной комиссией. Для проведения контроля комиссией проводятся плановые и внеплановые проверки. Результаты плановой и внеплановой проверки документально оформляются Актом, который составляется в 2-х экземплярах.
Организация пропускного и внутриобъектового режимов
На основании закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» - (Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны), а также типовых правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов применяемых организациями-правообладателями объектов и территорий мест массового пребывания людей (ММПЛ), мероприятия по обеспечению антитеррору включают в себя содержание организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении). Перечислим документы, которые нужны для их оформления.
На объекте (территории) места массового пребывания людей должно быть утверждено положение о пропускном и внутриобъектовом режиме для организации контролируемого допуска физических лиц и автотранспортных средств.
Для утверждения основных требований по антитеррористической защищенности, по организации пропускного и внутриобъектового режима, по защите жизни и здоровья сотрудников и посетителей находящихся на охраняемом объекте (территории), должна быть разработана инструкция об организации пропускного и внутриобъектового режимов.
Положение и инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах должны быть утверждены приказом руководителя (правообладателем объекта ММПЛ).
Для реализации пропускного режима должен быть установлен такой порядок, который исключит возможность бесконтрольного входа, выхода и перемещения лиц на охраняемом объекте (территории). Допуск и проход физических лиц на объект (территорию) места массового пребывания людей необходимо фиксировать в журнале учёта посетителей.
Штатным работникам организаций, находящихся на территории охраняемого объекта, выдается постоянный пропуск (электронная карта). Оформленные постоянные электронные карты (пропуска) выдаются лицам, ответственным за их использование, под роспись, в журнале учёта выдачи постоянных электронных карт (пропусков).
Чтобы исключить возможность бесконтрольного въезда, выезда и перемещения транспортных средств на территории охраняемого объекта, используются транспортные пропуска (электронные карты), движение которых учитывается в журнале учёта.
Видеонаблюдение
Одним из мероприятий по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является организация видеонаблюдения. Все места массового пребывания людей, независимо от установленной категории, должны быть оборудованы системой видеонаблюдения, для обеспечения непрерывного наблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории). Под видеонаблюдением понимается наблюдение посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объекте, здании, помещениях, территории. Техническое оснащение системы видеонаблюдения включает в себя камеры, мониторы, записывающие устройства (видеорегистраторы). Система должна быть открытой и не может быть направлена на сбор информации о конкретном человеке. Перечислим документы относящихся к оформления мероприятий по видеонаблюдению.На объекте (территории) места массового пребывания людей должно быть утверждено положение о системе видеонаблюдения. Положением устанавливаются цели и задачи системы, порядок организации и ведения видеонаблюдения, правила технического сопровождения и использования видео-записей, ответственность за соблюдение законодательства в сфере защиты персональных данных при использовании системы видеонаблюдения.
Приказом руководителя (собственника или правообладателя объекта) в месте массового пребывания людей должно быть утверждено положение о системе видеонаблюдения, определен список лиц, имеющих право на доступ к информации, полученной в результате видеонаблюдения, назначены ответственные лица за установку, функционирование и соблюдение правил эксплуатации видеосистемы на объекте, а также ответственные за хранение и уничтожение видеоматериалов.
Техническое состояние и проводимые работы по техническому обслуживанию системы видеонаблюдения должны быть отражены в журнале.
Информационные материалы по антитеррору
Предупредительные меры безопасности по предотвращению террористических актов перед началом, во время и по окончании работы сотрудников организации должны быть обусловлены отработанным порядком их действий. Порядок действий персонала при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, следует разработать в виде инструкции для всех работников организации с целью предотвращения возникновения террористических актов (взрывов).Также эта инструкция рекомендована к использованию при проведении инструктажей и учебных тренировок.
Для слаженных действий персонала при захвате в заложники, эвакуации из помещений при угрозе или совершении террористического акта, должна быть составлена инструкция по антитеррористической защищенности и действиям при угрозе террористического акта. Инструкцией определяются меры предосторожности при взрыве, действия и меры безопасности при возникновении стрельбы на объекте или на его территории. Инструкцию можно использовать при обучении в рамках инструктажа или в формате объектовых учений для сотрудников.
Документы для оформления паспорта безопасности места массового пребывания
Паспорт антитеррористической защищенности необходим организациям, деятельность которых связана с местами массового пребывания людей на их объектах и территориях. Руководителем издается приказ о создании комиссии для обследования и категорирования объекта, направляет в уполномоченные органы запрос для назначения сотрудников, которые будут входить в состав комиссии по категорированию. После обследования объекта комиссия составляет акт. В акте указывается категория опасности объекта и на его основании разрабатывается паспорт безопасности. Для оформления паспорта и его дальнейшей актуализации необходимы документы, перечень которых приводится ниже.Для проведения категорирования объекта (территории) места массового пребывания людей создается межведомственная комиссия по его обследованию. В состав комиссии включаются правообладатель ММПЛ, представители территориального органа безопасности, территориального органа МВД, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии и территориального органа МЧС. К работе комиссии могут быть привлечены представители собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ или находятся рядом с ним. Создание межведомственной комиссии для обследования места массового пребывания людей оформляется приказом о составе комиссии и положением о комиссии.
Для формирования состава комиссии необходимо написать обращения в ФСБ, МВД (полицию), Росгвардию и МЧС, с просьбой назначить их представителей для осмотра и присвоения категории опасности ММПЛ. Текст в запросах может быть одинаковым, достаточно внести в шапку документа соответствующе ведомство, заранее определившись с его территориальными полномочиями. К обращениям также следует приложить копию приказа (приказа) о создании комиссии. Дальше остается лишь подать эти обращения в перечисленные органы через их канцелярии (приемные) с копиями, на которых поставят отметки с входящим номером и датой.
В ходе своей работы комиссия должна руководствоваться "Положением о межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей». Основной задачей комиссии является проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, обследовании, категорировании и составлении паспортов безопасности данных объектов (территорий), а также актуализация разработанных паспортов безопасности. Положением утверждаются функции комиссии и полномочия членов входящих в ее состав.
В ходе проведения обследования и категорирования ММПЛ комиссией определяется: расположение на местности; занимаемая площадь; конфигурация периметра: общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости); режим работы, наличие пропускного и внутриобъектового режимов и их обеспечение; наличие потенциально опасных участков и критических элементов; характеристика непосредственно прилегающей местности, наиболее вероятные пути проникновения посторонних лиц; характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны и их состояние (ограждение, видеонаблюдение, оповещение и управление эвакуацией, освещение, охранная сигнализация, пожарная сигнализация и другое. По результату обследования комиссией составляется акт в 6-ти экземплярах, который в дальнейшем будет неотъемлемым приложением к паспорту безопасности. Типовой формы акта не существует и она не предусмотрена нормативными правовыми актами, поэтому предлагаем его образец, допустимый к применению.
Паспорт безопасности - это информационно-справочный документ, содержащий информацию и перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на объекте (территории), а также другие сведения касающиеся антитеррористической защищенности (АТЗ). Он составляется межведомственной комиссией по результату проведения обследования и категорирования места массового пребывания людей (ММПЛ). Паспорт безопасности ММПЛ составляется комиссией, в состав которой входят правообладатель ММПЛ, представители территориального органа безопасности, территориального органа МВД, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии и территориального органа МЧС, обладающие необходимыми навыками и умениями для оценки социально-экономических последствий террористического акта и достаточности мероприятий по защите критических элементов и опасных участков ММПЛ. Паспорт безопасности составляется в 6-ти экземплярах по утвержденной форме.
Поскольку паспорт безопасности является документом содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку "Для служебного пользования", а также ему может быть присвоен гриф секретности, правообладатель ММПЛ обязан обеспечивать его сохранность (хранение). В этих целях им должен быть издан приказ о мерах по защите информации и хранении паспорта безопасности ММПЛ. Должны быть назначены ответственные лица за его сохранность (хранение) и за ведение журнала, его движения, утверждена форма журнала, определено место хранения, составлен перечень лиц имеющих к нему доступ, установлен контроль над порядком его выдачи во временное пользование или для ознакомления. Этим же приказом может быть утверждена инструкция о порядке обращения с паспортом безопасности массового пребывания людей, в которой отражается место хранения паспорта и иных документов ограниченного распространения, режим доступа к паспорту и правила его выдачи.
- Приказ о защите информации и хранении паспорта безопасности ММПЛ, с Инструкцией
- Журнал учета движения паспорта безопасности
Инструктажи и тренировки по антитеррористической защищенности
Федеральным законом № 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" установлен один из принципов противодействия терроризму, которым является приоритет мер по его предупреждению. В этих целях физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Иными словами, это мероприятия по антитеррористической защищенности проводимые для работников организации. Такими мероприятиями является инструктаж по антитеррористической безопасности на объекте (территории) организации, а также проведение тренировок (занятий) с персоналом.
Инструктаж по антитеррористической безопасности следует рассматривать как одно из мероприятий, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности. Проведение инструктажа, как и проведение тренировок (занятий и тренингов) по антитеррористическим мероприятиям с работниками организации, инициируется приказом (распоряжением) ее руководителя (собственника или правообладателя объекта).
Для выработки устойчивых навыков и действий персонала при угрозе совершения террористического акта (при получении угрозы проведения террористического акта по телефону, обнаружении взрывоопасного предмета, вооруженном нападении и захвате заложников), в организации должны проводиться тренировки (учения) по антитеррористической защищенности, в соответствии с планом вопросов и тем.
Инструктаж по антитеррористической безопасности следует рассматривать как одно из мероприятий, направленных на выполнение требований антитеррористической защищенности. Проведение инструктажа, как и проведение тренировок (занятий и тренингов) по антитеррористическим мероприятиям с работниками организации, инициируется приказом (распоряжением) ее руководителя (собственника или правообладателя объекта).
Для выработки устойчивых навыков и действий персонала при угрозе совершения террористического акта (при получении угрозы проведения террористического акта по телефону, обнаружении взрывоопасного предмета, вооруженном нападении и захвате заложников), в организации должны проводиться тренировки (учения) по антитеррористической защищенности, в соответствии с планом вопросов и тем.
При угрозе совершения террористического акта (во время его совершения), для спасения жизни и здоровья людей необходима их экстренная эвакуация в безопасное место. Проведение учений (тренировок) по эвакуации при террористической угрозе - одно из мероприятий по антитеррористической подготовленности персонала.
Одним из мероприятий по антитеррору для работников является инструктаж по требованиям антитеррористической безопасности на объекте (территории) организации. Инструктаж должен проводиться с персоналом организации по утвержденной руководителем программе. Программа инструктажа по антитеррористической защищенности представляет из себя тематический план, в который должны быть включены: практическая часть, теоретическая часть и перечень вопросов по проверке знаний работников с установленными в организации требованиями антитеррористической безопасности.
Результаты проведенных инструктажей должны быть зафиксированы в журнале учёта инструктажей, в который вносятся сведения о виде инструктажа, дате его проведения, о ФИО инструктируемого и инструктирующего с их подписями.
Работники организации должны быть подготовлены и обучены оказанию первой помощи пострадавшим при совершении террористического акта. Цель оказания первой помощи - устранение явлений, угрожающих жизни, а также - в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений. Первая помощь определяется как комплекс мероприятий направленных на поддержание жизни и здоровья при травмах, ранениях, поражениях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших до оказания медицинской помощи. Сотрудники должны знать перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мер помощи и последовательность их проведения. Для наличия таких знаний для персонала проводится обучение по программе оказания первой помощи, а также введена тематическая инструкция о подробных правилах ее оказания.
- Программа обучения по оказанию первой помощи пострадавшим
- Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим
Мероприятия по гражданской обороне (ГО)
С учетом требований раздела X ТК РФ, Федерального закона № 28-ФЗ "О гражданской обороне", "Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 841 от 02.11.2000, "Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, Письма МЧС России № 11-7-605 от 27.02.2020 "О примерном порядке реализации вводного инструктажа по ГО", в целях защиты работников от чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и в условиях военного времени, работодатель обязан проводить подготовку работников по ГО. Для документального оформления проводимых в организации мероприятий по гражданской обороне понадобятся следующие нормативные локальные акты:- Положение о подготовке работников в области гражданской обороны (ГО)
- Приказ о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО)
- Программа проведения вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО)
- Журнал учета вводного инструктажа по гражданской обороне (ГО)
Мероприятия по чрезвычайным ситуациям (ЧС)
Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1485 от 18.09.2020, Письмом МЧС России от 27.10.2020 № ИВ-11-85 "О примерном Порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях", на работодателя возлагается обязанность по обеспечению защиты работников при ЧС. Для этих мероприятий готовим следующие документы:- Положение о мерах при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ЧС)
- Приказ о назначении ответственного за проведение инструктажа по чрезвычайным ситуациям (ЧС)
- Программа проведения инструктажа по действиям работников в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
- Журнал учета инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС)
Мероприятия по пожарной безопасности
- Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность
- Программа проведения первичного (повторного) инструктажа по пожарной безопасности
- Журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте
- Программа проведения вводного противопожарного инструктажа
- Журнал регистрации вводного инструктажа по пожарной безопасности
- Инструкция по соблюдению мер пожарной безопасности
- Программа противопожарного инструктажа
- Инструкция по охране труда для специалиста по пожарной безопасности
Комплект документов по антитеррору
для места массового пребывания людей (ММПЛ)