Инструкция по охране труда для официанта
(помощника официанта)
ОХРАНА ТРУДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Профессия официант утверждена Постановлением Минтруда РФ № 30 от 05.03.2004 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, раздел: Торговля и общественное питание". Данным ЕТКС прописаны характеристики работ и необходимых знаний для официантов.
Сегодня трудовые функции официанта закреплены Приказом Минтруда России № 115н от 09.03.2022 "Об утверждении профессионального стандарта "Официант, бармен". Профессиональным стандартом дано описание требований к образованию, опыту и условиям допуска к работе, трудовых функций, знаний и умений официанта и помощника официанта.
Официант
Требования к образованию: профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих или среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих.Требования к опыту работы: не менее шести месяцев работы в организациях питания по выполнению вспомогательных работ по обслуживанию гостей организации питания при наличии профессионального обучения.
Допуск к работе: наличие медицинской книжки, прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Для реализации и хранения вина, ликеро-водочной продукции и пива - возраст не моложе 18 лет.
Трудовые функции: прием, оформление и уточнение заказа гостей организации питания; рекомендации гостям организации питания по выбору блюд и напитков; передача заказа гостей организации питания на кухню и в бар организации питания; досервировка стола в соответствие с заказом гостей организации питания.
Необходимые умения: подавать меню, карту вин, барную и коктейльную карту в соответствии с ресторанным этикетом обслуживания гостей; выяснять пожелания и потребности гостя относительно заказа блюд и напитков; давать пояснения гостям по блюдам и напиткам, консультировать потребителей по выбору напитков, их сочетаемости с блюдами; пользоваться автоматизированными программами и мобильными терминалами при приеме заказа на блюда и напитки; заносить и редактировать данные по заказу в специализированных программах организации питания; использовать электронное меню, интерактивный стол в организации питания.
Необходимые знания: нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания; характеристика блюд и напитков, включенных в меню; правила сочетаемости напитков и блюд; классификация алкогольных и безалкогольных напитков; ассортимент алкогольных напитков, рекомендуемых в качестве аперитивов и дижестивов; классификация чая по степени ферментации, методы заваривания чая; нечайные чаи: виды, характеристики, отличительные особенности; классификация кофе по видам и степени обжарки; сочетаемость чая и кофе с алкогольными напитками и десертами; правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания гостей организации питания; Правила создания и редактирования заказа в специализированных программах по приему и оформлению заказов; порядок и процедура передачи заказа на кухню и в бар; виды и способы постановки вопросов при определении потребностей гостей; техника продаж и презентации блюд и напитков; требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания.
ПОМОЩНИК ОФИЦИАНТА
Требования к образованию: профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих.
Допуск к работе: наличие медицинской книжки, прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Для реализации и хранения вина, ликеро-водочной продукции и пива - возраст не моложе 18 лет.
Требования к опыту работы: отсутствуют.
Трудовые функции: прием и оформление заказа на бронирование столика; прием и оформление заказа на продукцию на вынос и на доставку; предоставление информации об организации питания; ведение учета заказанных столиков в зале организации; встреча и приветствие гостей в организации питания; информирование гостей о работе организации питания и предоставляемых услугах; размещение гостей за столом в зале организации питания; подготовка зала обслуживания организации питания перед началом обслуживания гостей и перед закрытием зала; подготовка (досервировка, пересервировка) стола для подачи очередного блюда и к приходу новых гостей; проверка состояния столовой посуды и приборов (чистота, целостность); подача блюд и напитков гостям организации питания; сбор использованной столовой посуды и приборов со столов; поддержание чистоты и порядка в зале обслуживания;
Необходимые умения: осуществлять прием заказов по телефону, через веб-ресурсы, мобильные приложения; использовать мессенджеры, чат-боты для приема заказа и первичного консультирования; вносить и редактировать данные в системе управления взаимоотношениями с клиентами; презентовать гостям организацию питания и предоставляемые услуги в организации питания; предоставлять первичную консультацию об особенностях кухни, специальных предложениях организации питания; провожать гостей к столу с учетом их пожеланий и возможностей организации питания; использовать компьютер и мобильные устройства со специализированным программным обеспечением для отслеживания свободных для рассадки гостей столов в организации питания; оказывать помощь в размещении гостей за столом и размещении вещей гостей организации питания; создавать атмосферу доброжелательности и гостеприимства в организации питания; подавать гостям меню организации питания; расставлять мебель (столы и стулья) в зале обслуживания организации питания; подготавливать подносы, сервировочные тележки, подсобные столики, вспомогательные стойки к использованию; протирать, полировать столовую посуду и приборы, наполнять приборы со специями в зале обслуживания организации питания; проверять качество и состояние столового белья в организации питания; рационально и безопасно расставлять чистую столовую посуду и приборы на подносе и сервировочной тележке в организации питания; переносить использованную столовую посуду и приборы вручную и на подносе; сортировать использованную столовую посуду и приборы; эстетично и безопасно упаковывать блюда на вынос в организации питания;
Необходимые знания: нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания; порядок, правила и процедуру приема заказов на бронирование столиков и продукции на вынос и доставку; стандарты приема входящих звонков и сообщений, полученных через мессенджеры; этикет телефонного разговора и общения в мессенджерах; процедура встречи и приветствия гостей в организации питания; приемы и техника перемещения в ограниченном пространстве в организации питания; правила ресторанного этикета и требования ресторанного протокола при размещении гостей за столом в организации питания; правила подачи меню в организации питания; порядок и правила подготовки зала к обслуживанию гостей; правила и виды расстановки мебели в зале организации питания; виды сервировки стола при обслуживании гостей; виды и назначение ресторанных аксессуаров; характеристика столовой посуды, приборов; правила и техника подачи блюд и напитков; правила уборки использованной столовой посуды и приборов со стола во время и после обслуживания гостей; способы и техника сбора использованной столовой посуды и приборов со столов; правила расстановки использованной столовой посуды и приборов на подносе и сервировочной тележке и перевозки на ней; способы и правила переноса использованной столовой посуды и приборов на подносе и в руках; требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания.
Как обеспечить охрану труда для официанта
В соответствии с "Правилами по охране труда в пищевой промышленности и общественном питании", утвержденными Приказом Минтруда № 866н от 07.12.2020г, работодателем должны разрабатываться инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ. При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия.
В сфере общественного питания для официанта работодатель обязан обеспечить:
- обучение официанта по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением официантом требований инструкций по охране труда.
Таким образом, инструкция по охране труда для официанта должна быть разработана исходя из его должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Вступление в силу Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем" отложено до конца 2022 года, однако, применяя его положения в действующих инструкциях, можно избежать их правок и корректировок в будущем. Тем более, требования Приказа № 772н не ухудшают, а дополняют "Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда", утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 и действующие до вступления в силу Приказа № 772н.
Минтруд России в своем письме № 15-0/ООГ-1149 от 15.04.2021 г. сообщил, что данные Рекомендации не отменены и действуют в настоящее время. Пунктом 2 Рекомендаций определено, что разработка инструкций по охране труда для работника должна осуществляться с учетом статьи 212 Трудового кодекса РФ. При разработке инструкций по охране труда можно опираться на Профессиональные стандарты профессий, включенных в реестр Минтруда на текущий год.
Как разработать инструкцию по охране труда для официанта
Согласно Приказу Минтруда России № 772н от 29.10.2021 "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем", инструкция по охране труда для официанта должна содержать пять основных разделов:
1. Общие требования охраны труда официанта. Это требования: к соблюдению ПВТР; к выполнению режима рабочего времени и времени отдыха; к перечню вредных и (или) опасных производственных факторов и профессиональных рисков и опасностей; к перечню специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ); порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; к правилам личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать повар при выполнении работы.
2. Требования охраны труда перед началом работы. Это требования: к порядку подготовки рабочего места; к порядку проверки исходных материалов, если такие используются в работе сотрудника; к порядку осмотра работником и подготовки к работе СИЗ до использования; к порядку проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов и знаков.
3. Требования охраны труда во время работы. Это требования: к способам и приемам безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов; к безопасному обращению с исходными материалами, сырью, заготовкам, полуфабрикатам; к безопасному содержанию рабочего места; к действиям по предотвращение аварийных ситуаций; к правильному использованию и применению СИЗ.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Это требования: к раскрытию перечня основных возможных аварий и аварийных ситуаций и их причин; к порядку извещения руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае; к порядку действий работника при возникновении аварий и аварийных ситуаций; к порядку действий по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
5. Требования охраны труда по окончании работы. Это требования: к порядку приема и передачи смены; к последовательности отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры; к действиям при уборке отходов; к соблюдению личной гигиены; к процессу извещения руководителя о недостатках, обнаруженных во время работы и влияющих на безопасность труда.